Мотивация, оценка эффективности (KPI) или как создать систему оплаты труда, ориентированную на результат (семинар с практикой)

Семинар/тренинг 

Продолжительность – 16 часов (два дня с 10.00 до 18.00).

«Скажите мне, как вы будете измерять мою деятельность, и я скажу вам, как буду работать»

Одна из причин низкой эффективности организации – отсутствие системы оплаты труда, ориентированной на результат, нужный собственникам. Система начисления заработной платы напрямую связана с управлением человеческими ресурсами (HR) и является самой значимой составляющей лояльности каждого сотрудника. Эта область взаимодействия собственников с наемными менеджерами является наиболее проблемной, т.к. первые зачастую занимают позицию «мы и так платим слишком много»; при этом персонал считает себя недооцененным и «недооплаченным».

Как это не удивительно, но в большинстве компаний сотрудники не знают, за что именно они получают вознаграждение (!), в том числе в виде денег. Многие работники убеждены, что им необходимо платить за сам факт их присутствия на работе. При этом связь между собственным заработком и целями организации видят далеко не все.

Исследования показывают, что ключевое значение для персонала имеет сам факт наличия конкретной, простой и понятной системы начисления заработанных денег. Она должна быть прямо и недвусмысленно связана с результатами деятельности конкретного человека, структурного подразделения, в котором он трудится, и в целом с результативностью компании. Поэтому грамотная система мотивации является «венцом» организации.

 

Система оплаты труда, ориентированная на результат, позволяет:

  • повысить производительность труда в организации и ориентировать персонал на достижение результатов, нужных собственнику;
  • оценить личную эффективность каждого сотрудника, подразделения и организации в целом;
  • управлять бюджетом по фонду оплаты труда (ФОТ) и сократить время на его расчет.

В результате посещения семинара участники:

  1. Узнают о современных теориях мотивации и их применении в конкретных практических ситуациях.
  2. Получат знания о факторах, влияющих на эффективность организации (повышающих и снижающих) и способах оценки эффективности сотрудников, структурных подразделений и компании в целом.
  3. Узнают способы оптимизации системы оплаты труда, нацеленные на повышение эффективности.
  4. Смогут самостоятельно сформировать систему оплаты труда.
  5. Научатся выявлять и производить расчет показателей оценки эффективности (KPI).
  6. Получат возможность оценить текущую ситуацию в своей организации и определить бизнес-процессы, эффективность которых можно повысить.
  7. Получат раздаточный материал (рабочая тетрадь семинара).

 

Программа семинара

I. Введение.

1. Знакомство. Презентация структуры семинара. Цели и план семинара. Ожидаемый результат.

2. Принципы и правила организации работы на семинаре.

3. Вступление. Актуальность проблем «мотивация», «оценка эффективности» и «стимулирование» для организаций. 

II. Мотивация.

1. Что такое мотивация? Определения основных терминов и понятий.

2. Виды мотивации.

3. Подробный разбор и обсуждение наиболее часто встречающихся теорий мотивации. Примеры применения в Российских компаниях.

4. Обсуждение практического применения теорий мотивации для конкретных ситуаций:

    • Информационный обмен в организации.
    • Премирование и вознаграждение.
    • Постановка целей и планирование.
    • Обеспечение эффективности персонала.

5. Выявление мотиваторов участников семинара. 

III. Ключевые показатели эффективности – КПЭ (KPI).

1. Определения терминов и понятий.

2. Актуальность внедрения системы оценки эффективности.

3. Виды показателей оценки эффективности и области применения: контроль, оценка эффективности, построение системы премирования.

4. Условия работы показателей (требования к компании). Идеология эффективной организации. 

5. Цели бизнеса и цели работы структурных подразделений. Дерево целей.

6. Выделение KPI и определение центров ответственности за показатели. Показатели для каждого уровня организации.

7. Система сбора информации от центров ответственности за KPI. Формирование реестра показателей.

8. Формирование практических навыков. Кейс «Проектирование работ и разработка системы показателей оценки эффективности».

    • Описание кейса. Постановка задач участникам.
    • Презентации проектов участников. Обсуждение.

9. Способы отображения эффективности.

10. Особенности внедрения системы KPI в организации 

IV. Построение системы оплаты труда на основе КПЭ (KPI).

1. Принципы построения системы премирования. Материальное/нематериально стимулирование.

2. Доход сотрудника. Выбор соотношений:

    • ежемесячная фиксированная и переменная части;
    • ежемесячная заработная плата и бонусы (квартальные, годовые).

3. Что влияет на уровень з/п?

4. Наиболее распространенные системы оплаты труда в Российских компаниях и их характеристики.

5. Смысл каждой из составляющих заработной платы (фиксированная, переменная, компенсационная, бонусная). Порядок формирования системы вознаграждения.

6. Порядок формирования фиксированной части.

7. Порядок формирования ежемесячной переменной части. Схема расчета переменной части.

    • Связь с системой KPI.
    • Определение значений коэффициентов KPI.
    • Варианты схемы расчета переменной части.
    • Схема расчета переменной части. Проверочная таблица.

8. Формирование практических навыков. Кейс «Формирование формулы начисления переменной части заработной платы».

    • Описание кейса. Постановка задач участникам.
    • Презентации проектов участников. Обсуждение.

9. Примеры систем начисления заработной платы на основе KPI в реальных компаниях.

10. Типичные ошибки при разработке и внедрении схем оплаты труда.

11. Принцип формирования бюджета на ФОТ.

12. Структура документа «Положение об оплате труда».

13. Нематериальное стимулирование.

V. Организационные аспекты внедрения системы оценки эффективности и перехода на новую систему оплаты труда

1. Центры ответственности в организации, заинтересованные в разработке показателей оценки эффективности (KPI) и оптимизации системы вознаграждения. Роль отдела персонала.

2. Взаимодействия и согласования в компании в рамках проекта «Оптимизация оплаты труда».

3. Обоснование оптимизации существующей системы оплаты труда.

4. Мотивация и конфиденциальность в организации.

5. Психологические особенности и сроки внедрения системы мотивации в компании.

VI. Подведение итогов.

1. Подведение итогов. Обратная связь от участников. Дискуссия. Ответы на вопросы.

2. Индивидуальные консультации

3. Вручение сертификатов.

 

Дополнительная информация